— Рахим, 2017 год подходит к концу, а концепция по модернизации пенсионной системы до сих пор не принята. С чем связано это промедление?
— Я хотел бы сказать, что у меня нет однозначного понимания о правильности концепции, предложенной Национальным банком, потому что сама по себе ситуация в пенсионном секторе неочевидна.
У нас была ортодоксальная модель управления частными пенсионными фондами, мы видели там много фрода (воровства — прим.автора), популистического поведения и в результате, объем потерь был очень большой (более 100 млрд.тенге — прим.автора).
Если сравнивать эффективность управления частными пенсионными фондами и государством, то государство лучше управляет, чем частные. Это факт.
Если взять качество инвестиционного портфеля частных пенсионных фондом, то вопрос в другом — в неэффективности надзора. Надзор за частными пенсионными фондами был неэффективен. Неэффективен надзор и за банковским сектором, сейчас на примере банков мы видим последствия безответственного управления.
На мой взгляд вопрос именно в надзоре. Получается, в Нацбанке можно плохо надзирать, плохо выполнять свою работу и дальше получать свои должности.
Второй аспект в концепции пенсионной реформы связан с отсутствием четко поставленной цели. В чем реально цель пенсионной системы?
— На мой взгляд цель простая — сделать достойное замещение заработной платы, когда человек больше не может работать по причине возраста.
— Верно, должен быть достойный уровень доходов на пенсии. В этом мы с вами солидарны. Цель должна быть именно эта, а не создание внутренних сбережений, развитие фондового рынка или кредитования экономики.
У меня такое ощущение, что за 19 лет существования накопительной пенсионной системы, все заявленные индикаторы очень низкие. Сколько трудоспособного населения делает пенсионные накопления?
— Примерно 6 млн.человек по статистике ЕНПФ являются активными вкладчиками, которые делают 3-12 отчислений в год.
— Нет, гораздо меньше. 12 раз в год пенсионные отчисления делают только 1,4 млн.человек! Давайте смотреть на цифры, пользуясь здравым смыслом. При этом средние пенсионные накопления достаточно низкие.
Фактически, у накопительной пенсионной системы:
- Низкий охват
- Низкие нормы сбережения
- Низкая доходность
— Кстати, о доходности. Я думаю, что люди могли бы сами лучше распоряжаться своими пенсионными накоплениями, чем это делает Национальный банк.
— Финансово грамотные люди однозначно могут распоряжаться пенсионными накоплениями гораздо лучше, чем это делает государство. Как минимум мы откладываем на депозит.
Поэтому у многих здравомыслящих, финансово-грамотных людей вызывает отторжение, когда кто-то берет и наши деньги вкладывает в мусорные бумаги или мошеннические операции.
Другой аспект, согласитесь ведь хорошая идея — откладывать 10 процентов на пенсию?
— Конечно, с тем, чтобы заботиться о своем будущем никто не спорит, 10 процентов — это самый минимум, который нужно откладывать, инвестировать, преумножать.
— У меня ощущение, что нам нужно делать смешанную модель, как в США, в которой должна быть солидная нормальная солидарная часть. И обязательные отчисления должны уходить в бюджет в виде налогов, в не в ЕНПФ.
По сути мы должны создавать нормальные стимулы для развития добровольных накоплений. К примеру, если рассуждать об инструментах, то можно привязать добровольные пенсионные отчисления к налоговым вычетам.
— Почему Нацбанк придумывает велосипед, ведь уже есть ведущие международные инвестиционные компании, так почему бы не отдать им пенсионные накопления на управление и все?
— Все очень просто. На самом деле идея совершенно очевидная, но нереализуемая, потому что есть люди, которые хотят этими деньгами распоряжаться и на этом зарабатывать.
Многие в Казахстане хотят, чтобы мы были отчуждены от наших же собственных пенсионных денег.