Мы публикуем выступление экономического эксперта Меруерт Махмутовой на форуме «Open Economy» о состоянии пенсионной системы в Казахстане.
"Если взять нашу пенсионную систему, то она положительно характеризуется с точки зрения охвата рынка труда и выстроенными процессами по сбору пенсионных отчислений. Кроме того, большой плюс в нашей стране — возрастная структура населения, у нас довольно молодая страна. В России, к примеру, уже быстро стареющее население и мы столкнемся с этой проблематикой при создании единого рынка труда в рамках ЕврАзЭС. Интеграция будет очень сложной, учитывая разницу в возрасте населения наших государств.
К сильным сторонам и положительным факторам можно отнести рост численности населения в стране и жизнедеятельность накопительной пенсионной системы: в целом она сформировалась и работает.
Но в тоже время нужно принимать во внимание дисбалансы с системным отставанием роста реальной заработной платы в стране с инвестиционным доходом ЕНПФ.
Конечно, любые реформы в пенсионной сфере всегда болезненные и любое правительство хочет, чтобы их реализовали другие.
Какие проблемы?
Одна из проблем — это недостаточный охват населения пенсионной системой, у молодежи отсутствуют пенсионные счета, не говоря уже о регулярных пенсионных отчислениях.
Вторая — отсутствие полноценной мониторинговой системы оценки, которая сможет обеспечить компонентную пенсию на адекватном уровне, потому что в Казахстане огромная масса населения с низкой оплатой труда. Поэтому оптимальной для страны является пенсионная система из 2 компонентов, причем большая часть этой системы должна быть— распределительная, меньшая — накопительная.
Выплачивать 10 процентов ежемесячно с высокой заработной платы и 10 процентов с низкой— это 2 большие разницы. У низкооплачиваемых сотрудников при ежемесячном отчислении 10 процентов от зарплаты всей жизни не хватит, чтобы они накопили столько, чтобы можно было прожить на эти деньги после выхода пенсию.
Именно поэтому я была не согласна с повышением пенсионного возраста для женщин как с инструментом выравнивания пенсионного обеспечения населения. Почему?
Потому что как в ситуации с низкооплачиваемым населением, большинство женщин работает в образовании и здравоохранении, а в этих бюджетных секторах зарплаты в 2 раза ниже, чем в среднем по экономике.
Условно, учительница с зарплатой в 50 тыс. тенге, дополнительно проработав еще 5 лет, дополнительно накопит еще 300 тыс.тенге. Думать, что женщину на пенсии могут спасти дополнительные 300 тыс.тенге в виде пенсионных накоплений было бы чрезмерно оптимистично. Особенно, с учетом роста цен.
Сейчас законодательно вкладчикам ЕНПФ компенсируется разница между инвестиционной доходностью и инфляцией. Но нефтяные доходы упали, доходные части бюджета сильно страдают. Здраво рассуждая, понятно, что бюджетных средств на компенсации инвестиционной доходности по ЕНПФ надолго не хватит.
На мой взгляд, реформа пенсионной системы в Казахстане началась раньше, чем должна была. Накопительная пенсионная система появилась раньше, чем сформировался рынок ценных бумаг. В результате, деньги в ЕНПФ есть, а фондовый рынок так и не развился, в связи с чем почти половина всех накоплений казахстанцев находится в государственных ценных бумагах.
А государственные ценные бумаги априори не могут давать высокую доходность.
Поэтому реформ пенсионной системы предстоит немало и эти реформы будут достаточно болезненными. Если не этому, то следующему правительству достанется эта пенсионная проблематика. Решать все равно придется.
Рекомендации: что делать?
В свое время мы предлагали правительству ввести минимальный размер заработной платы для отчисления пенсионных взносов в накопительную пенсионную систему.
Если у тебя зарплата в 50 тыс.тенге, ты можешь не платить в пенсионную систему, потому что твои 5 тыс.тенге в месяц через 30 лет особой доходности не принесут и прожить на них человек явно не сможет.
Целесообразной будет отмена максимальной заработной платы при отчислении взносов. Несмотря на то, что политика в Казахстане социальная, решения часто принимаются в пользу высокооплачиваемых граждан. Именно поэтому, на мой взгляд, нужно увеличивать перераспределительный компонент, а не возраст женщин.
Ведь у нас есть депутаты, чиновники и управляющие национальных компаний с официальными заработными платами в 1 млн.тенге и больше, и есть врачи с учителями, которые зарабатывают в 10 раз меньше".