Партнер юридической компании «Grata law firm» Шаймерден Чиканаев в своем недавнем интервью «Курсив» предположил, что деньги ЕНПФ могут поддержать инфраструктурные проекты, а именно их можно инвестировать в строительство дорог, больниц и школ.
«Как здесь может помочь ГЧП, — поясняет Шаймерден Чиканаев, который специализируется на сделках в сфере финансирования, слияний и поглощений, на инфраструктурных сделках. — В Казахстане большая проблема — у нас нет дорог, нет нормальных больниц, нет нормальных школ. У государства на это достаточных средств нет. Последний кризис показал, что денег и не будет. Также проблема заключается в том, что государство не умеет нормально ни строить, ни управлять этими объектами. Поэтому нужно, чтобы деньги, накопленные в Казахстане, в том числе в пенсионном фонде, не „вертелись“ в зарубежных компаниях, не вкладывались в развитие чужих экономик, а хотя бы частично инвестировались в нашу инфраструктуру. Этого можно достичь через механизм ГЧП».
По словам Шаймердена Чиканаева, пенсионные деньги казахстанцев могут вкладываться в инфраструктурные облигации. Таким образом, население, институциональные инвесторы смогут покупать ценные бумаги, которые будут определенным способом обеспечены государством.
По словам эксперта, если пенсионные деньги вкладывать в инфраструктурные облигации, которые гарантируются определенно государством, то появится возможность использовать эти деньги во благо народа и государства. Механизм ГЧП позволяет инвестировать правильно и довольно безопасно.
Идея замечательная и лежит на поверхности, более того, она абсолютно рабочая с точки зрения социального эффекта и международной практики.
Давайте посмотрим, какой аппетит у пенсионных фондов к инфраструктурным проектам и как пенсионные деньги работают в этом секторе.
В исследовании ОЭСР за 2015 год приняло участие 99 самых крупных пенсионных фондов мира, под управлением которых более 10 триллионов долларов (больше трети всех пенсионных активов в мире).
Результаты опроса в 2015 году показывают в среднем низкий уровень инвестиций в инфраструктуру, несмотря на заявления о растущем интересе со стороны руководителей пенсионных фондов. По факту инвестиции в инфраструктуру составили в 2015 году порядка 1,1% от общих пенсионных активов под управлением.
23 пенсионных фонда сообщили об о том, что последние 4 года инвестиции в инфраструктуру увеличились с 2,8% от общего объема активов в 2010 году до 3,5% в 2014 году.
К примеру, CalPERS (крупнейший пенсионный фонд в Соединенных Штатах) принял решение, что инвестировать в инфраструктуру может не более 1% и по итогам 2015 года инвестиции в это направление составляли 0,7% от общего объема активов. Этот фонд вложил 1,5 млрд. долларов в 2015 году в новые инфраструктурные бумаги. Пенсионный фонд Квебека увеличил вложения в инфраструктуру с 2,1% от общего портфеля в 2010 году до 4,6% в 2014 году.
ПОЧЕМУ ИНВЕСТИЦИИ В ИНФАСТРУКТУРУ НЕ БЬЮТ РЕКОРДЫ?
Нормативная база не стимулирует интерес к данному классу активов.
Например, фонд, базирующийся в Чили, ссылался на регулирующие ограничения в качестве препятствия для увеличения инвестиций в инфраструктуру. На эту же проблему ссылались фонды, базирующиеся в Нигерии и России.
Нет структурированных активов
Другие фонды ссылаются на отсутствие надлежащим образом структурированных активов или доступность качественных инфраструктурных объектов.
ПЕНСИОННЫЕ ДЕНЬГИ НЕ ИНВЕСТИРУЮТ В РИСКОВЫЕ СТРАНЫ
Большинство опрошенных фондов указали, что они предпочитают более стабильный инвестиционный профиль активов на развитых рынках и остаются оппортунистически настроенными в своем интересе к инфраструктуре развивающихся рынков.
В 2015 году из 9 крупных пенсионных фондов и государственных пенсионных резервных фондов, 8 выделили большую часть своих иностранных инвестиций на развитые рынки (определенные как Северная Америка, Европейский Союз и Япония, Корея, Австралия и Новая Зеландия).
Политическая нестабильность и волатильность финансового рынка удерживают многих инвесторов от инвестиций в инфраструктуру развивающихся рынков.
КАК КРУПНЫЕ ФОНДЫ ЗАВОДЯТ ПЕНСИОННЫЕ ДЕНЬГИ?
Институциональные инвесторы используют разные подходы к инвестированию в инфраструктуру. Из 41 фонда, в котором указаны инвестиции в инфраструктурные активы, 30 сообщили о наличии «нелистинговых» (которые не размещены на фондовом рынке) активов инфраструктуры.
Из общей суммы в 74,3 млрд. долларов, выделенной для нелистинговой инфраструктуры, пенсионные фонды разместили деньги в виде прямых инвестиций либо инвестировали в управляемые фонды. Прямые инвестиции по-прежнему являются наиболее распространенным методом работы с инфраструктурой особенно среди крупных фондов.
Долговые инфраструктурные инструменты составляли 11,2 млрд. долларов или 0,5% от общего объема активов в 2014 году. Категория инфраструктурных долгов может содержать публично торгуемые долговые инструменты (облигации) или прямые проектные займы. Из опрошенных пенсионных фондов 12 сообщили о прямых займах и облигациях. К примеру, испанская Endesa и бразильская FAPES инвестировали в инфраструктурные облигации более 5%.
Очевидно, что деньги ЕНПФ могли бы работать более качественно через инфраструктурные инвестиции, при наличии хороших инфраструктурных проектов на базе государственно-частного партнерства. На базе ГЧП обеспечивается эффективность и жизнеспособность проекта, а значит его окупаемость и доходность за счет размещения государственного заказа.