После ликвидации частных пенсионных фондов, государство передало инвестиционные решения в руки Национального банка РК. Национальный банк разработал для себя новую инвестиционную карту, которая создало определенные правила для принятия инвестиционных решений.
Куда ведет эта инвестиционная карта и какие ограничители стоят по ее периметру определено в специальном документе под названием «Инвестиционная декларация». Это «стратегический трафарет», который постоянно прикладывают к портфелю активов ЕНПФ и сверяют, не выходит ли что-нибудь за его границы.
Инвестиционную декларацию ЕНПФ утвердили постановлением Правления Национального банка РК от 17 марта 2016 года №86.
Декларацию сотрудники Национального банка, которому «досталось счастье» управлять триллионами пенсионных накоплений казахстанцев, разработали в соответствии с подпунктом 1-2) статьи 8 и пунктом 3 статьи 35 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».
Декларация определяет цели и стратегию инвестирования пенсионных активов, а также четкий перечень объектов инвестирования, условия и ограничения инвестиционной деятельности, в том числе, с точки зрения диверсификации пенсионных активов.
В декларации (пункт 10 раздела 3) четко закреплено, что любые сделки с пенсионными активами совершаются на основании решения, принятого инвестиционным комитетом.
Что это за инвестиционный комитет, с которым Нацбанк должен постоянно согласовывать решения?
В пункте 7 Общих положений Декларации дается пояснение, что «инвестиционный комитет – это постоянно действующий коллегиальный орган, созданный для комплексного управления пенсионными активами АО «ЕНПФ», рассматривающий представленные материалы на заседании Комитета в целях инвестирования пенсионных активов и принимающий соответствующие решения Национального банка по управлению пенсионными активами». Такое вот сложное определение.
Самое интересное в Инвестиционной декларации ЕНПФ – это приложение №2, где декларируются четкие лимиты в процентном соотношении по видам и объемам инвестиций в финансовые инструменты.
Лимиты инвестирования пенсионных активов АО «ЕНПФ»
|
Вид финансового инструмента |
Лимиты инвестирования (в процентах от пенсионных активов) |
1 |
ЗАРУБЕЖНЫЕ ЭМИТЕНТЫ: |
Не более 50% |
1.1 |
Государственные, агентские и ценные бумаги международных финансовых организаций (МФО): |
Не более 50 % |
1) |
С рейтингом не ниже «ВВВ-» по международной шкале агентства «Standard&Poors» |
Не более 50% |
2) |
С рейтингом от «ВВ+» до «ВВ-» по международной шкале агентства «Standard&Poors» |
Не более 20% |
1.2 |
КОРПОРАТИВНЫЕ ДОЛГОВЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ: |
Не более 30% |
1) |
С рейтинговой оценкой ценной бумаги и/или эмитента не ниже «ВВВ-» по международной шкале агентства «Standard&Poors» |
Не более 30% |
2) |
С рейтинговой оценкой ценной бумаги и/или эмитента от «ВВ+» до «ВВ-» по международной шкале агентства «Standard&Poors» |
Не более 15% |
1.3 |
Ценные бумаги под залог недвижимости (MBS) и активов (ABS) c рейтинговой оценкой ценной бумаги и/или эмитента не ниже «ВВВ-» по международной шкале агентства «Standard&Poors» |
Не более 20% |
1.4 |
Акции, депозитарные расписки на акции |
Не более 20% |
1.5 |
Депозиты (вклады) в иностранных банках, имеющих рейтинговую оценку не ниже «А-» по международной шкале агентства «Standard&Poors» |
Не более 50% |
1.6 |
Структурные продукты, выпущенные организациями, имеющими рейтинговую оценку не ниже «ВВВ-» по международной шкале агентства «Standard&Poors» |
Не более 10% |
1.7 |
ИНСТРУМЕНТЫ ИСЛАМСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ: |
Не более 10% |
|
c рейтинговой оценкой ценной бумаги и/или эмитента не ниже «ВВВ-» по международной шкале агентства «Standard&Poors» |
Не более 10% |
c рейтинговой оценкой ценной бумаги и/или эмитента от «ВВ+» до «ВВ-» по международной шкале агентства «Standard&Poors» |
Не более 5% |
|
2 |
КАЗАХСТАНСКИЕ ЭМИТЕНТЫ: |
Без ограничений |
2.1 |
Государственные ценные бумаги РК |
Не менее 20% Не более 60% |
2.2 |
Ценные бумаги субъектов квазигосударственного сектора |
Не более 25% |
2.3 |
Финансовые инструменты банков второго уровня РК |
Не более 40% |
2.4 |
Негосударственные долговые ценные бумаги, за исключением долговых ценных бумаг субъектов квазигосударственного сектора и банков второго уровня РК, имеющими рейтинговую оценку ценной бумаги и/или эмитента не ниже «В-» по международной шкале агентства «Standard&Poors» или рейтинговой оценкой аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств |
Не более 20% |
2.5 |
Негосударственные долевые ценные бумаги, за исключением долевых ценных бумаг субъектов квазигосударственного сектора и банков второго уровня РК, входящие в первую категорию официального списка Казахстанской фондовой биржи. |
Не более 5% |
2.6 |
Инструменты исламского финансирования, включенные в официальный список Казахстанской фондовой биржи |
Не более 10% |
Как видно из декларации, инвестиционная деятельность ЕНПФ имеет достаточно широкий финансовый инструментарий и достаточно высокие лимиты по каждому финансовому инструменту.
К примеру, если на данный момент пенсионные активы в валютном разрезе составляют: порядка 70% в тенговые инструменты и порядка 30% в валютные (данные на октябрь 2017 года), то сама декларация позволяет увеличить валютные инвестиции в бумаги зарубежных эмитентов до 50%.
До 50% пенсионных активов может быть размещено в депозитах иностранных банков с определенным кредитным рейтингом. Таким образом, можно увидеть, что, по своей сути, инвестиционная декларация является достаточно хорошим в плане своих возможностей инвестиционным документом.
Единственный минус заключается в том, что с подобной декларацией, достаточно консервативной в плане оценок к финансовым инструментам, инвестиционная деятельность пенсионных активов ограничивается классическим стандартным подходом в выборе финансовых инструментов.
В частности, с учетом правил декларации активы не могут быть инвестированы в бумаги таких инвестиционно-привлекательных компаний, как «Uber», «Tesla», «Facebook», «Alibaba» или «Amazon», поскольку практически все технологические компании показывают минусовую доходность, а их оценка инвестиционной модели осуществляется по моделям, которых раньше не существовало.
Что касается системы принятия инвестиционных решений, то на сегодняшний день она является очень сложной, бюрократизированной и не отвечает интересам вкладчиков. Система инвестиционных решений состоит из 3 уровней. Ни на одном из этих уровней нет представителя, который бы «аудировал» инвестиционные решения на предмет соответствия интересам вкладчиков, желающих получить положительный инвестиционный доход.
В 2017 году при ЕНПФ был создан Общественный совет, однако он никаким образом не включен в систему принятия или согласования инвестиционных решений.
Как и кто принимает решения по инвестициям пенсионных накоплений?
С начала 2016 года в соответствии с Законом РК «О пенсионном обеспечении» направления инвестирования пенсионных активов ЕНПФ утверждаются Советом по управлению Национальным фондом РК (СУНФ), который возглавляет глава государства.
Совет по управлению Национальным фондом Республики Казахстан (далее – СУНФ) создан при Президенте Республики Казахстан. В состав СУНФ также входят представители Правительства Республики Казахстан, Сената Парламента Республики Казахстан, Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Администрации Президента Республики Казахстан, Председатель Национального Банка.
В рамках одобренных СУНФ направлений Правительство РК совместно с Национальным банком определяет и утверждает объемы инвестиций пенсионных активов АО «ЕНПФ» на внутреннем рынке.
Национальный банк в лице Департамента Монетарных Операций (ДМО) уже определяет рыночные ставки для финансовых инструментов на внутреннем рынке и осуществляет непосредственно операционное размещение и обслуживание инвестиционных активов АО «ЕНПФ».
ЕНПФ в данном случае просто информирует о результатах инвестиционной деятельности путем размещения информации в своих информационных ресурсах, а также уведомляет каждого вкладчика путем получения ежемесячной, ежеквартальной и годовой счет-выписок с индивидуального пенсионного счета.
Продолжение следует…