Управление пенсионными активами в Казахстане началось в 1998 году, когда, опираясь на пенсионную модель Чили, в стране начался переход к накопительной пенсионной модели взамен солидарной.
Причин, по которым возникла потребности уйти от советской солидарной системы, было несколько.
В период, последовавший после развала СССР, страна столкнулась с дефицитом бюджета. В казне не было денег, а люди, пенсионеры и приближающиеся к этому статусу люди, никуда не делись. В советское время (1979 год) коэффициент демографической нагрузки составлял 8 — количество людей, работающих и делающих отчисления части своей заработной платы на социальные выплаты, превышало число пенсионеров в 8 раз! А уже в 1998 году такой коэффициент снизился до 3,2!
Реальный трудовой класс начал сокращаться еще в союзе. Демографическая нагрузка "рабочих и крестьян" к пенсионерам с 1979 по 1998 год выросла в 2,5 раза!
Содержать пенсионеров и выплачивать им пенсии за счет социальных отчислений в пенсионный фонд для работающего класса становилось непомерным бременем — количество людей пенсионного возраста, выходящих на пенсию, превышало количество «входящих» на рынок труда.
Половозрастная структура населения Казахстана в 1998 г.
Примечание: K’ — коэффициент демографической нагрузки, рисунок взят с официального сайта ЕНПФ — www.enpf.kz
Если сравнить данные, при которых родилась накопительная пенсионная система в 1998 году и показатели 2017 года, то данный тренд еще сильнее увеличился — в 2017 году коэффициент демографической нагрузки составил уже 2,74. При этом увеличение коэффициента демографической нагрузки происходит на фоне роста продолжительности жизни.
В 2017 году ситуация с демографической нагрузкой становится еще хуже - коэффициент упал до 2.74.
Половозрастная структура населения в 2017 году
Примечание: K — коэффициент демографической нагрузки. Данные взяты с официального сайта ЕНПФ — www.enpf.kz
Таким образом, 19 января 1998 года наступил исторический момент, когда был оплачен первый пенсионный взнос в рамках «чилийской пенсионной модели» и казахстанцы начали накапливать на индивидуальных пенсионных счетах обязательные пенсионные взносы.
Казахстанцы начали копить на пенсию "по-чилийски" почти 20 лет назад - первые пенсионные взносы начались 19 января 1998 года.
Формировать и управлять пенсионными активами могли частные пенсионные фонды, а вкладчики по собственному усмотрению выбрать привлекательный для себя фонд. На первичном этапе существования накопительной пенсионной системы, государство играло свою привычную роль — определило требования и правила инвестирования, а также «надзирало» за частными пенсионными фондами и управляющими компаниями.
Требования и правила инвестирования к частным пенсионным фондам были своеобразными уже изначально. Инвестиционные декларации, с которыми работали частные пенсионные фонды, предписывали направлять деньги вкладчиков на финансирование дефицита бюджета. Простой факт. По состоянию на конец 2004 года, 54% от совокупного инвестиционного портфеля частных пенсионных фондов было размещено в государственных ценных бумагах РК.
По истечению 12 лет, эта картина не изменилась, хотя частные пенсионные фонды уже ликвидированы и на рынке присутствует только один государственный пенсионный фонд в лице ЕНПФ.
Данная политика сказывается на доходности пенсионных активов. Средневзвешенный коэффициент реального дохода по итогам 2004 года составил (—) 2,94%. По итогам 2015 года, доходность улучшилась и немногим перекрыла уровень инфляции.
Однако уже в начале 2016 года показатель инфляции набрал обороты и уже по итогам первого квартала составил порядка 13%. Таким образом, актуальность эффективности инвестиций пенсионных сбережений постоянно растет, вслед за ростом инфляции. Ведь сущность инвестиций заключается не только в сохранности накоплений, но и в получении доходности, которая была бы выше, чем инфляция и больше, чем простое оформление депозита в коммерческих банках.
Тот факт, что инвестиционное управление, прежде всего, учитывает интересы государства, и что интересы государства ставятся выше интересов вкладчиков, подтверждает инвестиционное поведение пенсионных фондов.
Глобальный финансовый кризис 2008-2010 годов вынудил правительство экстренно направить пенсионные средства на поддержку экономики. Если в 2003 году на долю негосударственных ценных бумаг эмитентов РК в общей структуре портфеля приходилось 29,9%, то уже в конце 2006, удельный вес данных финансовых инструментов вырос до 52%.
Результатом данной политики управления, стали убытки накопительных пенсионных фондов в размере до 50 миллиардов тенге.
Полученные убытки, в первую очередь — не вина вкладчиков, а результат управления инвестиционной деятельностью фондов. Кризисный период 2008-2010 годов показал необходимость изменения управленческой парадигмы и развития пенсионной системы. Государство начало разрабатывать новые подходы в управлении пенсионными активами.
Так на пенсионном рынке с 1 января 2012 появилось понятие «мультипортфель». Цель такого подхода в инвестировании — разделение инвестиционного портфеля частных пенсионных фондов на консервативный и умеренный.
Согласно планам в 2015 году вкладчикам также должен был быть предложен агрессивный портфель. Однако этому не суждено было случиться, поскольку впоследствии частные пенсионные фонды были ликвидированы, а пенсионные активы казахстанцев консолидировали в государственном пенсионном фонде (ЕНПФ).
Причина ликвидации частных пенсионных фондов заключалась в неэффективном управлении, которое привело к значительным убыткам из-за использования менеджерами и учредителями частных пенсионных фондов различных схем по выводу пенсионных накоплений в заведомо убыточные инструменты инвестирования.
По официальным заявлениям представителей Нацбанка при сливании активов частных пенсионных фондов в ЕНПФ, пришлось зафиксировать убыток в размере 100 млрд.тенге!
Продолжение следует...