Впервые пенсии в 6 г. н. э. ввел император Август. Римский император ввел налог с наследства по ставке 5%, которым облагались граждане Рима.
Пятипроцентный налог отличался тем, что носил целевой характер — средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных римских солдат, которые всю жизнь отдавали службе императору, не имели семей, теряли трудоспособность.
Пенсии сначала были только для военных, затем для госслужащих, а в конце 19 века уже распрастранились на массы.
Традицию пенсионного обеспечения для военных и особых категорий граждан продолжили в Европе в конце 18 века. В 1790 году в Европе приняли Закон «О пенсиях» для гражданских государственных служащих.
В конце 19 века, в 1889 году в Германии внедрили пенсионное обеспечение, которое уже не ограничивалось военной и государственной кастами.
Это массовое пенсионное обеспечение носило меритократичный и обязательный характер — сумма пенсии была связана с размерами взносов работников, взносы были обязательными и заменяли собой «страховку» для работников от рисков получения инвалидности, утраты кормильца и старости.
Петр — великий «копипастер»
Россия, любившая копировать передовой европейский опыт, благодаря инновациям Петра Первого, также внедрила выборочную систему обеспечения военнослужащих.
В своем указе «О пенсионе бывшим военным» Петр первый объявил: «Назначить достойное пожизненное содержание, дабы не позорили честь мундира». Согласно утвержденному в 1720 году Морскому уставу, военным могла быть назначена премия по старости. В случае смерти офицера, вдове или сиротам предоставлялось денежное содержание, когда доход семьи оказывался меньше того, что зарабатывал погибший кормилец.
Первый негосударственный пенсионный фонд для военных в России образовали в 1858 году. Речь шла об эмеритальной кассе, в которую каждый офицер вносил 6% доли жалованья. Для получения содержания военным требовалось отдать службе государству не менее 25 лет и при этом оплачивать личные взносы в эмеритальную (общую) кассу не менее 5 лет.
В Древнем Риме на пенсии с граждан взымали 5% доходов, в Петровской России военные платили 6%, а в современном Казахстане - 10%. В 2 раза больше, чем в Древнем Риме.
Однако опыт общих касс, с внесением обязательных платежей среди военных, не был успешным в других сферах. Известны случаи, когда, к примеру, провизоры отказались переводить часть своих доходов в фармацевтический пенсионный фонд, и поэтому правление кассы было распущено. После революции, когда к власти пришли «красные», пенсионные кассы национализировались. Никто из плательщиков не получил никаких средств.
В СССР закон о пенсиях появился через 34 года
Ноги у пенсионной системы в Казахстане растут из социалистического прошлого. Коммунистическое видение предполагало создание новой пенсионной системы, которая основывалась на закрепленных в Конституции CCCР: государство гарантировало социальные обязательства.
В СССР пенсионную платформу основали в 1927 году, сразу же встроив в в систему соцстрахования, предусматривающую и другие способы социальной поддержки — медицинской, санаторно-курортного отдыха и т.д.
При этом в ней не было экономических признаков системы пенсионного страхования, которые выражаются в базовых основах государственного пенсионного обеспечения.
Закон «О государственных пенсиях» был принят 14 июля 1956 года, спустя 34 года после создания СССР. Преимущество социалистического подхода заключалось в том, она гарантировала гражданам минимальный прожиточный уровень, без исключения всем.
Советская пенсионная система, просуществовавшая до 1990 года, носила определение «государственное пенсионное обеспечение» или «солидарная система».
Солидарная пенсионная система в чистом виде просуществовала в Казахстане с 1991 по 1998 год, когда на смену ей пришла система накопительная.
Продолжение следует...