Инвестиции

Александр Камалов: Мы решили больше не привлекать деньги ЕНПФ

Председатель Правления ДБ АО «Сбербанк Казахстан» рассказал enpi.kz о принципиальной позиции банка работать только с рынком.

10378


— Какой основной источник фондирования у дочки «Сбербанка» в Казахстане?

— Рынок. Принципиально рынок. У государства денег мы не берем.

— То есть, сейчас рынок депозитов полностью закрывает потребности банка в кредитных ресурсах?

— Более чем.

— Сбербанк Казахстан был в топ-5 банков, которые привлекали пенсионные деньги в виде депозитов от ЕНПФ. Куда эти средства были направлены?

— В 2014 году, во время кризиса ликвидности в банковском секторе, мы разместили у себя депозиты ЕНПФ. В 2015-2017 годах большая часть из них была закрыта. С 2014 года по настоящее время в банке размещен депозит на 50 миллиардов тенге. Эти деньги не только приносят инвестиционный доход вкладчикам ЕНПФ, но и эффективно работают на развитие экономики Казахстана, в частности направлены на финансирование проектов машиностроительной отрасли и торговли.

— То есть, банк больше не будет пользоваться пенсионными деньгами ЕНПФ?

— Последние 3 года мы не привлекаем средства ЕНПФ. Это принципиальная позиция. Мы государственных и пенсионных денег не берем. Да, мы участвуем в государственных программах, по которым идет субсидирование процентных ставок для конечного клиента, но что касается фондирования — нет.

— А планирует ли банк размешать облигации на внутреннем рынке?

— Нет. Мы решили, что мы должны жить полностью в рынке. И Сбербанк в России занимает такую же позицию. Каких-то нерыночных решений по фондированию мы делать не будем.

— Поколение новых пожилых будет сильно отличаться от того, что вышло на пенсию в постсоветское время. К примеру, у них всех будут мобильные телефоны, накопления, активы, сбережения. Вы планируете фокусироваться на них?

— Экономику меняет общество. Сейчас многие наши офисы мы делаем более современными, улучшаем их эргономику, создаем отдельные коворкинговые зоны, где клиент может уединиться и совершить нужные ему операции. В целом, мы ориентируемся на то, что все операции, клиент вне зависимости от возраста, мог сделать в онлайн-режиме.

— Банк активно развивает не только цифровые технологии, но и традиционные сложные банковские продукты, такие как ипотека на новое жилье. В 2017 году банк стал абсолютным лидером по количеству застройщиков, у которых можно оформить ипотеку.

— Мы начали активно работать с застройщиками и в качестве эксперимента даже открыли операционную кассу в компании BI Group. Покупатель, приходя к застройщику выбирать квартиру, может на месте получить предложения от Сбербанка по вариантам ипотеки.

Где мы видим проблемы? Во-первых, большинство операций на рынке покупки первичной недвижимости — это кэш. Пока. Во-вторых, ментально казахстанцы все еще делают расчёты «доллар к метру».

Когда сейчас клиент приходит в шоу-рум застройщика, наша задача, чтобы человек сделал операцию безналичным платежом или вышел с конечным кредитным решением. Чтобы развивать многие сервисы, делать их быстрыми, удобными, нужно объединять многие базы данных на государственном уровне.

Наша цель — предоставлять казахстанцам услуги на уровне передовых технологий, с использованием биометрических данных. Если Казахстан создаст государственную биометрическую базу данных, как например это сделала Индия, то это колоссально сэкономит время всем. В этом отношении у нас на уровне государства есть понимание, есть общее желание работать в этом направлении, ведь время становится очень важным ресурсом. Стоять в очереди, получать справки уже точно никому не хочется.

Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Телеграме — enpi.kz

Читайте также

Кстати, как дела у ЕНПФ?

71% накоплений ЕНПФ инвестированы в тенговые финансовые инструменты, 23% – в долларовые, остальное – в других валютах.